Дмитрий Зеливанский

Previous Entry Share Next Entry
Праведное брюзжание или учеба по-взрослому
Я
zelivansky
Одно из последствий неправильного обучения в неправильной школе - неумение организовывать процесс самообучения и получать от него удовольствие. 

Многим ли именно процесс обучения в школе доставлял кайф? Я имею в виду столкновение с неизвестным, где ты ничего не умеешь? Кто-то возлюбил шок от первых неудач и провалов? Или научился легко проходить безуспешные попытки решить задачу существующими способами? Может кого-то научили радоваться ощущению собственного бессилия при столкновении с трудностями? Конечно, всем запоминается финал - когда найдено решение, поиск завершен, пятерка, отпустило, уф... В этом и проблема!

Школа, где процесс обучения формально организован и оцениваются только фиксированные конечные результаты - лишена главного. Потому что самое интересное в обучении -  процесс обучения как таковой, ведь именно им пропитана человеческая жизнь. Поиски, исследования, эксперименты, риски, пробы - это ли не захватывает в любом деле? 

Чаще всего люди стремятся не попадать в позицию ученика, потому что в самом начале нового дела нужно сказать себе "я не знаю, я не умею...", что взрослым человеком иногда воспринимается как  унижение, подрывает авторитет и дискредитирует. Нам необходимо экспертно-эффектно выглядеть и добиваться результата с первой попытки, иначе - никчемный неудачник. "Будь ответственным, ориентируйся на результат, стремись к цели..." Бу-бу-бу. Понятие "ответственность" сегодня чаще всего воспринимается как готовность нести наказание за провал, а не как возможность искать и находить ответы на вызовы жизни, получая при этом удовольствие от интересного дела. 

Вместо наслаждения от естественного процесса познания жизни, мы испытываем стресс под "грузом проблем" и короткое облегчение после их решения. Мало того, еще и считаем себя ничтожеством при любых неудачах, стремясь их скрыть или представить в красивом свете. 
 
Если вам 23 и проблемы в первом браке - это нормально, вас не надо лечить! Если вы начали новую работу и у вас не получается - так и должно быть! Это не повод поворачивать назад, посыпать голову пеплом - достаточно осознать, что вы учитесь
 

  • 1
Привет! Я тут наткнулась на днях на на_редкость_уебищную_книгу про образование - "Тайна золотой медали, или как стать отличником в школе, в вузе, в жизни". Сайт самого автора - http://dmsuslin.narod.ru/book031.htm - школьного учителя. Книжку не читала, но одно предисловие чего стоит! :))) пока весь здравомыслящий мир борется с синдромом отличника, школьные учителя по серьезке учат, как же ими стать :)
Смешно, что дизайн обложки тот же, что и у книжки "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили". Которая о совсем противоположном.

ну я тоже тогда ее читать не буду:)

Во истину праведно!
Насколько этот процесс познание убивается начальное школой, переориентируя на то, в какую оценку оценил учитель ЗНАНИЯ ребенка. Не процесс познания, ни широту задействованных ресурсов и источников, а насколько выучил, запомнил, а для ребенка - насколько сумел выкрутиться в сложной ситуации (подглядел, списал и т.д.)

Мне так грустно. Ежедневно приходиться разговаривать со своей второклассницей дочкой и рассказывать ей о том, что её ошибка - это ХОРОШО, что теперь она имеет личный опыт того, что это решение не верно. И что она была активна в поиске. И соответственно активна в жизни. Не верит. Говорит - трояк - это плохо, это стыдно, это... И плевать хотела на то, что например банан - это трава, если за это оценку не ставят!

На самом деле - больная мазоль! Очень.
Пожалуй единственная отрада и доказательство "неглавности" оценок это то, что по музыке у дочери все четверти оценены на 4 балла, а дочь, которая и в Москве и в Питере занимается в ведущих хоровых коллективах, понимает фиктивность данных оценок учителем. За эти четверки готова учителя по музыке расцеловать!)

Действительно - самое главное на начальном этапе обучение поддержать стремление ребенка к познанию, его активность, даже когда он просто тянет руку, не зная ответа, участвует в эксперименте, не показывая результатов. Одно его участие прекрасно. А учителя не понимают и стремятся максимально быстро перейти на оценочную систему и считают отмену оценок в первом классе недоразумением и заменяют на Молодец-Хорошо и Плохо! Самой сути не понимают:-(

Занимаются в подотчетных организациях обычно тем, за что в итоге потом ругают/хвалят в отчетах:) Спрашивают оценки по предметам, а не умение учиться новому

"не важно как работаем, важно, как отчитаемся".)
Жаль, что детей учат не рассуждать и находить ответы, а отчитываться.(

Вспоминается история про Эйнштейна и Эдисона:

"Эдисон однажды пожаловался Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность. В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать:

"Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?" - и ответил: "Надо заглянуть в железнодорожный справочник".

Он прочёл следующий вопрос: "Из чего делают нержавеющую сталь?" - и ответил: "Это можно узнать в справочнике по металловедению".

Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал:
"Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам".


Важно не знать сам ответ, а важно знать, где и как его можно найти:-) А именно этому в школах и не учат.( ЕГЭ тому подтверждение.(

Дима, спасибо за статью, я не дура, я учусь)

Отличный текст.
Только клипартная картинка придает ему ощущение современной поп-психологии, от которой тошнит, т.е. уменьшает авторитетность текста.

Зоффчик, спасибо! А ты можешь предложить подходящую по стилю картинку? У меня с этим туго

Я слоупок — редко пишу комменты. Я могу только говорить «вообще». Я бы всегда старался избегать клипартных картинок. Вот таких фотографий абстрактных радостных людей или типа того. Но я тоже не специалист, сужу по ощущениям. Клипартные картинки создают ощущение американской популярной пластмассовости (но может быть, так оно и надо, если задача привлечь как можно больше людей). Другой пример — самостоятельно нарисованные Клейном картинки, которые он прикручивает к своим постам. Они создают ощущение самобытности. Такой странной, которую не все примут, конечно, но достойной самоытности. Самостоятельно сделанные фотографии создают ощущение «человек поработал, заморочился, наверное, стоит обратить внимание». Если бы я не умел рисовать, я бы обычно вообще не прикладывал картинки — просто текст тоже хорошо выглядит. =) А если бы прямо хотел сделать какой-то ай-стоппер, то прикладывал бы либо что-то юмористическое, типа шведовского рисунка, либо что-то что ссылается на известную людям культуру, например, кадры из кино. Для этого поста бы мог взять кадры из сериала Школа или, допустим, из недавней(?) серии доктора Хауса, где он выступает перед школьниками. Это одновременно и привлекает внимание, и нейтрально что ли.

да, хороший взгляд, спасибо!

Вроде, и очевидно, а так это глубоко сидит внутри. Надо над этим серьезно работать :) Спасибо за напоминание :) Можно в свой дневник скопировать, чтобы не забывалось?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account